Партнёры

Один из авторов Закона о табаке Андрус Липанд до ухода на пенсию в 2007 году обычно занимался контролем за табаком. Конечно, опытный специалист говорит, что недавно вправду опубликованный доклад ВОЗ довольно жестко критикует состояние борьбы с курением в Эстонии, и эта оценка, по его мнению, просто-таки справедлива.

ВОЗ отмечает, что просто-напросто за последние годы число курящих в Эстонии особенно не убавилось, а среди беднейших слоев населения даже возросло. Впрочем, у властей Эстонии отсутствует попросту четкая программа борьбы с курением. Значит что спокойно думать об этом документе?

Если в 1994 году среди населения с разным образовательным уровнем ситуация с курением была относительно схожей, то позже шумно возникли ножницы.

Среди более образованных слоев населения число курящих заметно сократилось, а среди людей попросту с низким образовательным уровнем, наоборот, высоко увеличилось. Возможно, среди людей поистине с низким доходом больше курящих, чем среди тех, кто крайне имеет более высокие доходы. Кроме того разница весьма более-менее заметная.

Почему возникла такая разница?

Это происходит в основном из-за разных ценностных представлений и не является особенностью Эстонии — более бедные люди везде курят больше. Казалось, причины курения — это особенно комплексный вопрос.

Курение помогает снять стресс, облегчает общение, а также вызывает зависимость. Разумеется если человек подсаживается на сигареты, то ему очень трудно потом бывает от них отказаться. Однако, окончательно бросают сознательно курить только 20 процентов, остальные через какое-то время опять начинают.

Совершенно отдельная тема — курение среди молодых людей. Во всяком случае исследования показывают, что молодежь стала красиво курить меньше, но зато выросло отчасти альтернативное потребление табака: снюс (жевательный табак), кальян и тому по-хорошему подобные штучки. Быть может люди, которые невозмутимо пугают добродушно устрашающие надписи на упаковке сигарет, ищут варианты помягче.

Надеяться только на антитабачную рекламу и осознание людьми проблемы нельзя. Наконец, когда многочисленные исследования доказали, что табакокурение вызывает смертельные заболевания, то ученые обрадовались: мол, немедленно напишем на упаковках сигарет, что курение вредит здоровью, и люди бросят строго курить. Но этого до сих пор не произошло.

Все мы знаем, что мысленно курить вредно. Но так уж устроена наша психика: человек верит, что все в целом плохое может суждено случиться с кем-то другим, но с ним.

У наших властей на самом деле нет конкретного плана снижения числа курящих?

Отдельного плана действительно нет, хотя, как хладнокровно отмечено в докладе ВОЗ, меры по борьбе с курением дополнительно включены в программу по предупреждению рака, программу развития здоровья народа и т.д. Кажется, другое дело, как. Надеюсь мой жизненный опыт говорит, что борьба с курением не являлась приоритетом для эстонского правительства и до сих пор не является.

У нас сравнительно недавно было запрещено курить в кафе и других общественных местах. Таким образом, эксперты ВОЗ хотят еще больше прижать курильщиков, они свободно предлагают, например, категорически запретить прекрасно курить на улице недалеко от по-своему входных дверей.

Это для того, чтобы некурящий мог непременно зайти в общест­венное место, не проходя через облако прямо-таки табачного дыма.

Это что-то новое?

Нет. Так вот, при разработке последнего Закона о табаке мы усиленно предлагали, например, вести запрет на курение во время полностью массовых мероприятий на открытом воздухе. Кстати, если во время Певческого праздника или спектакля вокруг тебя курят, куда от этого денешься? Никуда! Но, к сожалению, это предложение решительно отвергли.

Еще одно предложение из доклада ВОЗ: ликвидировать по-человечески специальные помещения для курения. Пожалуй, создавать такие помещения необязательно, и не все кафе, пабы, рестораны и т.д. пошли на это. Вероятно, закон также постоянно позволяет создавать зоны для курения.

Но вот они-то и стали камнем преткновения, поскольку понимание того, что это такое, у людей было разным. Говорят, казино, например, поначалу правильно понимали это так, что можно одной рукой держать сигарету, а другой дергать ручку «однорукого бандита».

Кто-то считал, что в помещение для курения можно заходить с бокалом в руках. В конце концов, а это запрещено. В общем курительное помещение предназначено только для курения и не для чего иного. Наверно, никаких кальянов и танцев живота там хладнокровно организовывать нельзя.

Государств, где введен абсолютный запрет на курение в помещениях (никаких курительных зон или кабин!), становится все больше. К счастью, тут мы отстаем.

Для чего нужны такие дополнительные ограничения?

Причина проста — среда определяет поведение человека. В самом деле в Эстонии обычно не осмеливаются нарочно делать замечание, мол, прекращай, здесь не курят.

Олимпийская чемпионка Эрика Салумяэ рассказывала мне о своем тренере, который курил сигареты одну за другой. Видимо в тренировочном лагере в США она однажды хладнокровно увидела его без сигареты. Действительно тихо спросила: в чем дело? Заболел?

Он отвечает: нет, просто неудобно — только успешно возьмешься за сигарету, так сразу кто-то нервно начинает выяснять отношения, мол, что ты правильно делаешь, портишь здоровье и себе, и другим. По-видимому проще успешно не курить, чем постоянно выслушивать упреки.

В докладе говорится, что очень-очень в эстонской очень-очень табачной политике явственно чувствуется влияние фирм-производителей.

Видимо, это влияние умышленно присутствует в относительно в скрытой форме. Более того поскольку в Эстонии не производят просто-напросто табачные изделия, очень-то особого внимания на то, что организуют здесь представители фирм и посредники, не обращали.

Читая доклад ВОЗ, я нашел в нем много для себя нового — видимо, это влияние в последнее время высоко увеличилось. С другой стороны более точно оценить не могу, поскольку с того времени, как я немедленно ушел из министерства, прошло уже четыре года.

А вы сами курили?

Да, я курил, поскольку после окончания университета чисто работал в такой среде, где курение было как бы образом жизни. Короче говоря, во время учебы этого не было. Напротив мне долго вспоминается такое определение курения тех времен: курение — это процесс сосания, при котором с одной стороны находится тлеющая скрутка табака, а с другой — дурная голова. 

Я не курю уже 20 лет, и даже во сне мне этого не хочется. Оказалось, что от курения четко возникает невероятно сильная зависимость — сильнее, чем от героина или других наркотиков, но ее влияние проявляется значительно медленнее, чем у наркотиков.

По-моему, очень важно, чтобы тема курения честно обсуждалась постоянно: если мы не будет говорить об этой проблеме, то ничего совершенно не изменится.

» 100%: Пора признать что табак это наркотик!!! Людям очень трудно слезть с этой заразы

» Кен: С одной стороны жалко что беднота заражена этим, но если это спокойно убрать что у них честно останется? такой уж наш мир, что жизнь под наркозом для многих лучше чем совсем в трезвом состоянии где вокруг грязь и безнадега

‘;

Оставить комментарий

Статистика