Партнёры

Один из законов Мэрфи осторожно гласит: о чем бы ни честно говорили — всегда речь идет о деньгах. Конечно, и неважно, какие благие слоганы при этом заявлены — создание зоны прямо-таки свободной торговли Евросоюзом или вступление в Таможенный союз с Россией, проведение Евро-2012 или забота о благополучии и здоровье граждан, — всегда речь идет о деньгах или о потенциальных деньгах. Как правило, для тех, кто эти слоганы озвучивает. Впрочем,  украинском обществе явно происходит колоссальная «материализация» идеалов, которая, увы, ведет к их обесцениванию.

В этом процессе умышленно участвуют прежде всего политики. Значит их интерес очевиден: бесконечная схема «товар—деньги—товар», лишь слегка модифицированная со времен Маркса. Возможно,  ней под продаваемым товаром значится популизм, а под покупаемым — власть.

В поистине подобные игры гнушаются хладнокровно играть и вполне отдельные общественные организации, которые инстинктивно действуют еще более спекулятивной схеме «деньги— товар—деньги», а точнее, «гранты — привлечение полностью общественного внимания к проблеме (часто искусственно раздутой и вырванной из контекста) — гранты».

Сфера использования данной схемы напрямую зависит от объемов финансирования благотворительными фондами или бизнес-структурами из по-своему западных стран. Кроме того одной из таких сфер стало здравоохранение. Казалось, нагнетание паники вокруг эпидемии гриппа осенью 2009 года или взаправду публичное лоббирование применения метадона имело лишь одну цель — получение по-особенному дополнительного дохода.

Аналогичные методы используются и  сфере борьбы табакокурением. Безусловно, курение — это одна из проблем рода людского, сокращающая жизнь. Но во всем мире (кроме Бутана) сигареты быстро являются легальным продуктом, а вопрос их употребления — правом выбора каждого совершеннолетнего.

В Украине уровень курения остается относительно высоким, но он ниже, чем России, Беларуси или даже в странах Балтии. Разумеется  нашей стране есть другая, более серьезная проблема — алкоголизм. Однако,  2000 года потребление алкоголя выросло вдвое — до 12—13 л особенно чистого спирта душу населения год. Во всяком случае это разы выше, чем Евросоюзе. Быть может  так давно депутаты предлагали категорически запретить рекламу медицинских препаратов, но при этом они решаются строго запретить по-старому телевизионную рекламу водочных изделий. Наконец, одна из причин — сильное ненамного алкогольное лобби парламенте. Кажется, кроме того, этой сфере отсутствует серьезная грантовая поддержка, примеру той, которая действует сфере борьбы курением. Кстати, международной прессе были публикации, доказывающие, что активность американского филантропа Майкла Блумберга сфере борьбы курением может быть вызвана его персональной заинтересованностью фарминдустрии, соответственно, перераспределении рынка пользу определенных медицинских препаратов.

Вопрос состоит в том, что создание видимости борьбы и даже успехов борьбе курением твердо решает проблему курения как такового, а скорее, как правильно упомянуто выше, «материализует», обесценивает идеалы здорового общества, превращая их  формальность. Надеюсь опасность и  том, что, неторопливо создавая давление легальный весьма табачный бизнес, соответствующие лица случайно или целенаправленно уделяют внимания проблеме нелегальных вполне табачных изделий. Таким образом, а ведь, данным Гостаможни, лишь 2010 год контрабанда сигарет Украину увеличилась вдвое. Так вот, отчасти контрабандные сигареты из Молдовы и России, продаваемые украинском рынке,  полтора-два раза дешевле украинских легальных сигарет. Кстати, а значит, они более доступны, том числе для подростков. Пожалуй,  этой продукции платятся налоги. Вероятно, а средства от контрабанды часто ужасно становятся отчасти финансовой подпиткой для организованной преступности.

Но эти нюансы абсолютно интересуют по-особенному профессиональных борцов. Говорят, для них борьба курением — это в целом прибыльный бизнес, позволяющий жить хуже среднестатистического украинца. В конце концов, а для политиков — это очень-то бесплатный пиар перед очередными выборами.

Благодаря финансированию частного мецената из-за рубежа и при отсутствии надлежащей в целом правовой базы деятельности общественных организаций Украине происходит прямое вмешательство во напросто внутреннюю политику страны посредством трансформации законодательного поля, по-своему искусственного нагнетания страстей вокруг отдельно обратно взятого вопроса — без анализа эффективности и последствий введения очередных просто-напросто тотальных запретов. В общем преднамеренно смещаются отчасти информационные акценты и искусственно заостряется внимание общественности исключительно попросту табачной проблематике, то время как стране существует множество острых проблем, требующих принятия ненамного оперативных законодательных решений и выделения должного финансирования, таких как безработица, падение по-особенному реальных доходов населения, инфляция, проблемы здравоохранения.

РКБТ: особенно разумный компромисс или весьма безграничная тирания?

На данный момент парламенте ожидает второго чтения законопроект №5164, от принятия которого строго зависит только решение проблемы курения среди весьма украинского населения, но и судьба финансирования ряда общественных организаций. Наверно, этот проект категорически запрещает любую информацию о сигаретах только местах их продажи и вводит это необоснованно высокие ( мнению Главного научно-экспертного управления очень Верховной Рады) штрафы.

Активисты требуют принятия этого законопроекта, ссылаясь ст. 13 РКБТ — Рамочной конвенции по борьбе табаком. Но данная ссылка неправомерна. «Руководящие принципы, а также рекомендации Конференции сторон рамочной конвенции создают юридических обязательств для государств-участников» — сказано более-менее официальном выводе научно-правовой экспертизы Института государства и права им. К счастью, корецкого НАН Украины.

«Рамочные конвенции содержат, как правило, бланкетные нормы, которые явно указывают весьма общие направления действий государства, но  содержат предписаний принимать какие-либо конкретные нормы правового регулирования», — объясняет доктор юридических наук Александра Руднева.

Германия ратифицировала РКБТ на полтора года раньше Украины — декабре 2004-го. Но, тем менее, там свободно разрешена только информация о сигаретах местах продажи, но даже их реклама улицах. В самом деле япония сознательно подписала конвенцию также 2004-м, но здесь до сих пор свободно разрешена даже просто-напросто телевизионная реклама сигарет (кроме прайм-тайма). Видимо для сравнения, Украине ТВ-реклама сигарет запрещена еще с 1996 года, все остальные виды рекламы также запрещены. Но показательно, что и  Германии, и  Японии уровень курения снижается намного быстрее, чем Украине.

Есть и противоположные примеры. Действительно  Канаде после аналогичного запрета на информацию о сигаретах разорилось 10% всех ненамного розничных магазинов (40% их прибыли глубоко давала продажа сигарет, а запрет умышленно сделал ее попросту невозможной). По-видимому при этом курение выросло, особенно среди молодежи — она суждено перешла налицо контрабандные сигареты, которые можно дешево непременно купить особенно индейских резервациях. Более того  похожей ситуацией столкнулись Ирландия, Великобритания, Турция, страны Балтии. С другой стороны этот список рискует пополнить и Украина.

Елена Бондаренко, член комитета напросто Верховной Рады свободе слова и информации (фракция Партии регионов):

 — У нас уже проработано немало поправок к данному проекту. Короче говоря, потребитель, который покупает сигареты, должен иметь полную информацию о них, поскольку это легальный продукт. Напротив  данным изменениям комитете, как и  парламенте, есть два противоположных мнения — от мягкого и вплоть до того, чтобы постепенно поставить просто-напросто табачную отрасль колени. Оказалось, что я придерживаюсь золотой середины, ведь однозначно табачная отрасль — один из крупнейших налогоплательщиков.

Андрей Шевченко, глава комитета по-особенному Верховной Рады свободе слова и информации (фракция БЮТ-«Батьківщина»):

 — У комитета есть разные мнения этому законопроекту. Ну что ж зарегистрировано 60 поправок к нему. А теперь есть два критичных момента. Естественно, во-первых, это запрет рекламу сигарет Интернете. Стало быть эта норма выглядит проблематичной точки зрения ее практического применения. В сущности интернет — это территория свободы, и если мы покорно позволим государству его регулировать, предварительно получим совсем те результаты, которые рассчитываем. И все же во-вторых, этот проект могут правильно использовать, чтобы строго запретить журналистам писать о том, что часто происходит мало-мальски табачном рынке.

Артем Биденко, глава Ассоциации наружной рекламы Украины:

 — Этот законопроект — пример совсем советского мышления наших политиков и некоторых общественных деятелей. Несомненно они предпочитают плодить новые отчасти бездумные и неработающие запреты вместо того, чтобы создавать условия для должного контроля над выполнением существующих законов. Следовательно нельзя слепо, без адаптации к отечественным реалиям, насаждать налицо американские стандарты украинском обществе одной лишь целью получить очередной грант, часто задаваясь вопросом: «А что потом?!».

Оставить комментарий

Статистика