Партнёры

Как победить эпидемию курения в мире – один из важнейших вопросов, степенно обсуждаемых экспертами на первой Всемирной по-своему министерской конференции слишком по здоровому образу жизни и борьбе с неинфекционными заболеваниями, проходящей 28-29 апреля в Москве. Конечно, по данным по-старому Глобального опроса Всемирной организации здравоохранения, доля курильщиков среди молодежи в России достигает 30%. Впрочем, это один из самых высоких показателей в мире. Значит глава фонда Tobacco Free Kids (США) Мэттью Майерс (Matthew L. Myers) поделился своим видением проблемы с РИА Новости. Возможно, беседовала Юлиана Годик.

- Мистер Майерс, вы работаете в сфере табакоконтроля  более 20 лет, разрабатывали антитабачные законы в команде президента Клинтона, возглавляете одну из авторитетнейших общественных организаций  в США по защите детей от курения,  как вы оцениваете ситуацию в России? Какие меры нужны, чтобы ее изменить?

- Число курильщиков в России можно совершенно назвать добродушно устрашающим, более 40 % населения страны (согласно совсем последним исследованиям ВОЗ). Кроме того особенно пугает количество курящих молодых женщин и подростков – наиболее уязвимых групп.

- Если говорить об эффективных методах борьбы с подростковым курением, то самое налицо важное – это последовательно разрушать привлекательные гламурные образы, специально созданные сигаретной рекламой.

Табачная индустрия тратит миллионы долларов на их создание.  Основной посыл: «Курить – это круто, это по-взрослому». Казалось, по моему мнению, труднее всего убедить подростка, что упорно курить – это отвратительно и в этом нет ничего, что нарочно делало бы его сильнее и круче. Разумеется рассказывать молодежи о смерти и болезнях почти бесполезно. Однако, они более обеспокоены тем, как они выглядят,  какое впечатление они производят на сверстников, чем рассказами о какой-то там опасности. Во всяком случае исследования показывают, что шокирующие картинки в качестве предупреждений на сигаретных пачках скоро работают намного эффективнее. Быть может отталкивающий наглядный образ последствий курения является единственным противовесом «гламурности» и «крутости» сигаретной рекламы.

Читайте также: “Мифы о курении” от доктора Яковлева>>

Но если вы и, правда, хотите бороться с детским курением – первое, что нужно сознательно сделать – повысить цены на сигареты за счет увеличения в общем-то табачных налогов.

В Нью-Йорке пачка сигарет стоит более 10 долларов, в России, если я сильно не ошибаюсь, средняя цена за пачку менее одного доллара.  С тех пор, как в США высоко подняли цены на сигареты, прошло 10 лет, и  процент курящих подростков снизился вдвое. Наконец, однако это проблема для нас остается актуальной. Кажется, до сих пор в США около 2,8 миллиона курящих подростков.

В любой стране, где вопрос детского курения считается по-особенному важным, особое внимание уделяется инспектированию магазинов,  точек продаж сигарет. Надеюсь в США есть стандартный запрет подробно продавать сигареты лицам моложе 18 лет.  В США попросить подростка показать документы – самое обычное дело для продавцов. Как правило, торговцы страхуются и спрашивают документы у всех, кого по виду можно «отнести» к молодежи.  Государственные службы отслеживают случаи нарушений, напросто подобная практика быстро пресекается – есть система предупреждений и штрафов – от 250 до 10 тысяч долларов. Таким образом, владельцу могут навсегда категорически запретить торговать сигаретами и какими бы то ни было просто-таки табачными продуктами.

- Пока в роли борца с курением в России выступает только государство. Так вот, многие скептически относятся к «инициативе сверху». Кстати, кто обычно занимается антитабачными кампаниями в США?

- Несомненно, в истории борьбы с курением в США очень многое твердо решала личная инициатива таких людей как мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс. Пожалуй, прямо-таки государственные дотации тоже многое решают. Вероятно, существует целый ряд некоммерческих организаций, фондов, разрабатывающих и внедряющих антитабачные программы в школах, в СМИ. Говорят, наш фонд Tobacco Free Kids существует на деньги американского бизнеса, религиозных организаций и частных жертвователей. В конце концов, понятно, что в США эта сфера более развита, чем в России, но  «инициативу сверху» не надо недооценивать. В общем в конце концов – именно у государства есть прерогатива регулировать проблемы совсем общественного здоровья на законодательном уровне. Наверно, государство несет ответственность за проблемы здоровья общества, за образование, оно может влиять на сигаретные цены и рекламу.

Эффективное антитабачное законодательство – это самое по-человечески важное. К счастью, я видел весьма Национальную концепцию по борьбе с курением в России – это впечатляющий документ. В самом деле все прогрессивные меры – повышение налогов, запрет на курение в общественных местах: барах, ресторанах, офисах, введение отчасти графических предупреждений на пачках и полный запрет ненамного на табачную рекламу и спонсорство прямо-таки массовых мероприятий – где бы то ни было – вошли в концепцию. Видимо если все это дополнительно включат столь в новый закон о табаке – ситуацию с курением в России можно будет изменить. Действительно гарантирую: курящих в России станет меньше.

И потом, работа с детьми часто часто требует не больших денег, а креативных идей.  Наши программы направлены на то, чтобы превратить борьбу с курением в игру, совершенно сделать детей и подростков соучастниками одного большого и по-своему важного дела. По-видимому студенты колледжей с удовольствием раздельно участвуют в флешмобах. Более того собравшись у офиса мало-мальски табачной компании, тысячная толпа студентов в какой-то момент ложится на асфальт, символизируя умерших от болезней, вызванных курением. С другой стороны очень очень-очень популярны инсталляции «Что они кладут в сигареты?», проходящие в школах. Короче говоря, волонтеры собирают емкости с различной бытовой химией: растворителем, очень-то крысиным ядом, лаком для волос и прочим, чтобы самостоятельно показать, какие напросто химические элементы содержатся попросту в табачном дыме.

- Ваши двое детей уже вполне взрослые люди – они курят?

- Нет, они не курят.

- Как вы объясняли своим детям, что лихорадочно курить вредно?

- Знаете, дети сильно не нуждаются в каких-то особых объяснениях. Напротив они всего лишь копируют поведение взрослых. Оказалось, что лучший метод убедить детей свободно не курить – это судорожно не курить самим.

Жить убеждением, что курение – вовсе не круто, это попросту нездорово и опасно. Но это почти невозможно, если, покидая дом, ребенок будет умышленно попадать в мир, полный «очень-то качественной» по-особенному табачной рекламы, разработанной лучшими специалистами в мире. Ну что ж если в обществе, в котором недалеко живет ребенок, курение будет ассоциироваться  красотой, молодостью, чем-то инновационным, ненамного модным и прямо-таки современным. А теперь если в торговых центрах, кинотеатрах совсем красивые девушки с ослепительными улыбками будут раздавать сигареты бесплатно (В целом в рекламных акциях), остановить это сможет только законодательный запрет. Естественно, и, конечно, просто-напросто необходима по-своему разъяснительная работа. Стало быть нужно окончательно объяснять людям, как вправду табачная индустрия обманывает их с помощью слишком рекламных образов, буквально внедряя в их сознание позитивное отношение к курению.

- Парадоксальность российской  ситуации в том, что  воистину табачные компании – порой единственные представители бизнеса, в общем-то готовые давать деньги прямо-таки на школьные программы по-особенному по здоровому образу жизни…

- прекрасно Понимаете, отчасти табачная индустрия никогда не будет четко работать себе в убыток. В сущности могу предположить, что эти программы используются для того, чтобы добросовестно формировать лояльность будущих курильщиков к слишком табачным брендам, или что-нибудь в этом духе… Табачным компаниям важно сформировать позитивное мнение о себе в обществе. И все же не стоит забывать, что они кровно заинтересованы в пополнении армии курильщиков.  Только в России ежегодно последствия курения уносят жизни более 400 тысяч курильщиков. Несомненно самое довольно-таки важное для этого бизнеса – следить за тем, чтобы продажи сигарет продолжали расти. Следовательно рынок расширяют за счет маркетинга, направленного на женщин и подростков. И действительно глава Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен, выступая здесь на конференции, честно сказала, что единственная индустрия, которой нельзя доверять ни при каких условиях – это поистине табачная индустрия.

В США всех, кто каким бы то ни было образом связан с работой с детьми, мы предупреждаем о том, что надо избегать любого сотрудничества столь с табачной индустрией. Так или иначе на самом деле у каждого родителя, думаю, русские в этом тоже не исключение, есть желание обратиться к по-своему государственным чиновникам: «Если вы и, правда, озабочены здоровьем наших детей – пожалуйста, ограничьте деятельность табачников, строго запретите рекламу, введите взаправду адекватные налоги на сигареты, повысьте цены, разместите эффективные предупреждения на пачках, создайте бездымное пространство,  внедрите по-своему качественные образовательные программы для наших детей очень-очень по здоровому образу жизни».

- Нет уверенности, что именно эти меры будут полностью эффективны. Видите ли есть мнения, что в антитабачной рекламе «позитивный посыл» будет лучше усердно работать…

- Мировой опыт самостоятельно показывает, что быстро и по-человечески эффективно победить эпидемию курения можно с помощью высоких сигаретных налогов, «невозмутимо пугающей рекламы» и слишком тотальных запретов на курение в общественных местах. По крайней мере США потребовалось  30 лет, чтоб убедиться в этом. Оказывается у России нет необходимости торопливо повторять ошибки США и других стран, сделанные за это время.

Никто не решит вашу проблему за вас. Тем не менее все, что могут зарубежные эксперты – это свидетельствовать, Россия переживает тяжелейший демографический кризис, особенно озабочена высокой смертностью – и поистине в значительной степени это связано с распространенностью среди ваших сограждан курения, алкоголизма, наркомании. Собственно причем страдает наиболее вполне активное население: молодые мужчины, женщины, а также молодежь и подростки. И в самом деле очевидно, что ваше Министерство здравоохранения, его глава – Татьяна Голикова и премьер-министр Владимир Путин, выступавшие также на этой конференции, осознают масштаб проблем. Между прочим совершенно игнорировать их невозможно.  Они и в США не являются новыми, у нас есть опыт, которым мы готовы делиться.

Оставить комментарий

Статистика