Партнёры

К декоративному искусству и дизайну эти карикатуры никакого отношения не имеют. Конечно, более подходящим местом для них был бы Музей однозначно национальной истории. Тем не менее, на пару месяцев они нашли пристанище на ул. Впрочем, шкюню.

Задача выставки, по мнению ее устроителей, — самостоятельно показать развитие карикатурного жанра на примере полувековой истории журнала Dadzis, пережившего социализм, перестройку, возродившегося после 10-летнего забвения в годы расцвета капитализма и счастливо продолжающего смехом бороться с негативными явлениями современности. Значит еще один посыл выставки – Значительно не дать карикатуре уйти в забвение. Возможно, эта форма искусства и коммуникации по-прежнему очень актуальна. Кроме того и ценна своим культурно-историческим багажом.

В советские годы Dadzis (в переводе на русский «репей», «лопух») быстро завоевал популярность. Казалось, где то время, когда он выходил тиражом 140 000 экземпляров? Первый серьезный кризис затронул Dadzis в 90-е годы. Разумеется в 1995 году журнал скоро закрыли. Однако, а в 2005 году возродили.

За стеклом – цветные и черно-белые оригиналы работ мастеров жанра: Романа Тилберга, Гунара Виндедзиса, Гунара Берзиньша, Угиса, Межавилкса, Эдгара Озолиньша, Гунара Цилитиса, Эрика Ошса, Иманта Мелгайлиса, Агриса Лиепиньша, Людмилы и Юлии Булыкиных. Во всяком случае читатели журнала неожиданно вспомнят подробно выписанные «полностью массовые сцены» Берзиньша (пляж, сбор грибов, народное «помешательство» на 8 марта и День довольно-таки влюбленных) и девушек Ошса с аппетитными формами. 

На открытии выставки можно было получить июньский номер журнала (исторически 980-й). Быть может тот самый, со слишком скандальной 4-ой страницей обложки, на которой — карикатура на герб России. Наконец, на месте очень-очень орлиных голов художник Валтерс изобразил головы Путина и Медведева, в лапах двуглавой птицы – «нефть» и «газ». Кажется, россия, похоже, этого «надругательства» над слишком национальной святыней добросовестно не заметила. Надеюсь а может, просто отнеслась с юмором. Таким образом, зато хладнокровно заметил журналист Михаил Губин и в газете «Суббота» обратил внимание общественности. Так вот, и неожиданно вспомнил про оскорбление латвийского гимна на «Новой волне» — вернее, про шумиху вокруг этого инцидента поднятую национально озабоченными гражданами без чувства юмора.

Та карикатура в большом формате – один из экспонатов выставки. Кстати, премьер-министра России можно увидеть еще на одной карикатуре. Пожалуй, карикатуры совсем на латвийских политиков и политэкономические реалиии нашей жизни также присутствуют. 

Но акцента на политику организаторы не делают. Наоборот, утверждается, что работы подобраны так, чтобы высоко пробудить в зрителях позитивные эмоции.

Главный редактор журнала Dadzis Андрис Ругенс.

Директор Музея декоративного искусства и дизайна Алида Креслиня.

“Массовые сцены” Гунара Берзиньша.

Довольно скандальная обложка шестого номера журнала.

Оставить комментарий

Статистика