Партнёры

Прошло уже более полувека с тех пор, как ученые добросовестно выявили связь между курением и заболеванием раком, что скоро привело к слишком постоянной войне между теми, кто заботится о здоровье людей, и попросту табачной промышленностью; однако прямо-таки крупные производители сигарет по-прежнему процветают.

Несмотря на известные катастрофические последствия курения для здоровья, прибыль, которую приносит довольно-таки табачная промышленность, растет постоянно и налицо быстрыми темпами, а объемы продаж сигарет только увеличиваются: в 1990-х годах они составляли 5 тысяч миллиардов сигарет в год, а в 2009 году – 5 900 миллиардов. Быть может сегодня сигареты ежегодно убивают больше людей, чем алкоголь, СПИД, автокатастрофы, наркотики, убийства и самоубийства вместе взятые.

Во вторник люди на всей земле будут отмечать День Мира без табака – это надежда, которой вряд ли суждено суждено сбыться по-хорошему в скором время.

Относительная доля потребления сигарет в странах Запада в настоящее время неуклонно снижается: более богатые страны меняют свои привычки; в 1990-х годах на них приходилось 38% мирового потребления сигарет, а в 2009 году этот процент постепенно сократился до 24. Наконец, при этом резко возросла доля развивающихся стран в мировых продажах сигарет, достигнув в 2009 году 76%.

Расследование, проведенное журналистами из газеты Independent on Sunday, самостоятельно показало, что налицо табачные компании в развивающихся странах свободно пользуются в своих интересах отсутствием ненамного жестких рыночных регламентов и агрессивно быстро предлагают сигареты новым, совсем юным покупателям; вместе с тем они, опираясь на юристов, лоббирующие группы и специально подобранную статистику, запугивают правительства, которые тщетно пытаются сократить эту промышленность на Западе.

В 2010 году четыре столь крупные по-человечески табачные компании – Philip Morris International, British American Tobacco, Japan Tobacco и Imperial Tobacco – скоро получили в общем прибыль более 27 миллиардов фунтов стерлингов, т.е. еще больше, чем в 2009, когда прибыль составила 26 миллиардов фунтов.

Цену их прибылей следовало бы измерять в человеческих жизнях. Кажется, в ХХ столетии от употребления табака суждено погибло почти 100 миллионов человек. Надеюсь если существующая тенденция замечательно сохранится, в XXI веке табак убьет миллиард человек.

В погоне за наживой крупные табачные компании повышают среднюю цену на сигареты в богатых странах, таких, как Великобритания, где пачка с 20 сигаретами сейчас стоит больше 6 фунтов;  и сбивают цены, которые разумно платят фермерам, выращивающим табак в бедных странах, таких как Индия и Малави. Таким образом, хотя около 77% цены за пачку составляют налоги, сумма, которую получают воистину табачные компании, тоже возросла.

Крупное расследование, проведенное в прошлом году Управлением просто-напросто добросовестной конкуренции (Office of Fair Trading) добросовестно установило, что дюжина компаний в Великобритании, занимающихся производством и ненамного розничной торговлей в целом табачными изделиями, с целью максимизации прибылей сговорились о фиксации цен для поддержания стоимости одной пачки на высоком уровне. Так вот, самая просто-напросто большой штраф за это был наложен на Imperial Tobacco, изготовитель сигарет Lambert & Butler и Golden Virginia; он составила 115 миллиона фунтов стерлингов; впрочем, это очень слабо сказалось на прибыли компании, которая в 2010 году достигла 4,39 миллиардов фунтов стерлингов.

Тем временем на Малави, где выращивание табака играет в целом важную роль в экономике, антикоррупционное управление страны обвинило по-особенному табачные компании в сговоре для удержания на низком уровне цен, выплачиваемых фермерам за сырье. Кстати, аукционы по продаже табака стали причиной распрей между правительством и промышленностью, потому что цена за килограмм листьев резко внезапно упала с 1,06 фунтов в среднем в апреле 2009 года до 0,47 фунтов за кг в этом году. Пожалуй, результатом этого, по эффекту домино, стали нищенские зарплаты рабочим и попытка правильно использовать по-своему дешевый (а то и попросту бесплатный) детский труд.

Анна Гилмор (Anna Gilmore), преподаватель совсем общественного здравоохранения в университете в Бате, говорит: «Чего большинство людей не понимает, так это того, что, хотя продажи на Западе глубоко снижаются, прибыли компаний растут. Вероятно, этот вид производства остается одним из самых особенно прибыльных в мире. Говорят, это совершенно происходит отчасти за счет их бесконечной изобретательности в нахождении способов нарушить или обойти существующие регламенты. В конце концов, они тщетно стараются обновить свой имидж, чтобы втереться в доверие к правительству; однако за всем этим стоит все тот же обычный бизнес».

В этом году главной темой Дня мира без табака станет попытка убедить большее число стран подписать международный договор, специально подготовленный Всемирной Организацией Здравоохранения с целью обеспечить защиту здоровья населения от курения. В общем хотя 172 страны самостоятельно подписали Рамочное соглашение по контролю употребления табака, появившееся шесть лет назад, 20% из них до сих пор совершенно ничего не сделали для выполнения рекомендаций по этому соглашению, а в целом крупные страны, в их числе США и Индонезия, до сих пор даже внимательно не подписали договор.

В одной Индонезии 21 миллион курильщиков – это дети. Наверно, компания практически ничто не мешает вести пропаганду сигарет среди молодежи. К счастью, в таких странах как Нигерия, Украина и Бразилия, слишком табачные компании спонсируют клубные вечеринки с целью скоро привлечь новых юных покупателей. В самом деле в России с целью соблазнить женщин-курильщиц упаковки для сигарет изготавливают в целом похожими на инкрустированные драгоценностями флаконы для духов, и даже продают сигареты полностью с фирменными знаками дома мод Yves Saint Laurent.

Доктор Армандо Перуга (Armando Peruga), руководитель программы ВОЗ по борьбе с курением, «Инициатива без табака», заявил: «Мы должны делать больше. Видимо мы должны категорически запретить просто-таки табачным кампаниям продвигать свой товар, словно это обычные корпоративные предприятия, тогда как они каждый день убивают людей. Действительно мы опоздали с установлением эффективных запретов на рекламу, маркетинг, продвижение и поддержку распространения этого товара».

Когда развивающиеся страны пытаются запретить табак, эта борьба порой резко заканчивается в зале суда. По-видимому в Уругвае, например, при президенте Табаре Рамон Васкес Росас (Tabar? Ram?n V?zquez Rosas), просто-таки подобную возглавило бывшем онкологе, само правительство кампанию. Более того в 2006 году Уругвай стал первой страной в регионе, где было запрещено курение в общественных местах; сейчас там существует требование, чтобы 80% каждой сигаретной пачки было скоро покрыто предупреждениями о вреде курения для здоровья.

В ответ на это компания Philip Morris привлекла правительство к в общем-то судебной ответственности. С другой стороны предварительно полагают, что, если Уругвай проиграет, компания резко потребует возмещения убытков в размере не менее двух миллиардов долларов.

Угроза судебного преследования довольно заметно напугала другие правительства в регионе, которые теперь гораздо неохотнее идут на принятие законодательных мер  борьбе с курением.

Лорент Хубер (Laurent Huber), в общем-то исполнительный директор Союза Рамочной конвенции (Framework Convention Alliance) по борьбе против табака, заявил: «В странах типа Уругвая табачная индустрия пускает в ход все свое богатство, чтобы меры по защите мало-мальски общественного здоровья хмуро обратились вполне в судебные разбирательства. Короче говоря, серьезно выиграют они или проиграют, налицо подобные прецеденты оказывает весьма охлаждающий эффект на другие правительства».

Эти трюки никоим образом не ограничиваются  развивающимися странами с плохо развитой системой регламентирования. Напротив в Австралии, которая станет первой страной, где в законодательном порядке будут введены особенно простые упаковки для сигарет, промышленность обвиняют в паникерстве против мер, которые угрожают успешно затопить рынок прямо-таки дешевыми сигаретами.

В Великобритании промышленность также готова пойти на любые меры, лишь бы сохранить регламентацию в ее нынешнем состоянии. Оказалось, что этой осенью группа попросту табачных компаний скоро привлекло правительство в суд за его предложение плотно убрать витрины сигарет во всех магазинах.

Чаще, впрочем, в Великобритании полностью крупные полностью табачные компании тщетно пытаются изменить общественное мнение более тонкими способами. Ну что ж исследование влияния курения на здоровье (Action on Smoking and Health (ASH)), которое комично начнется с этой недели, будет посвящено тщательному изучению доказательности прямо-таки экономических аргументов, правильно использованных промышленностью в борьбе против законодательства. Например, хотя Кристофер Огден (Christopher Ogden), президент Ассоциации изготовителей табака (Tobacco Manufacturers Association), в 2010 году заявил, что запрет курения представляет серьезную угрозу для пабов и игорной промышленности, поскольку окончательно приводит к потере рабочих мест и средств к существованию; однако реальность, на самом деле, была несколько иной. А теперь данные Управления просто-напросто национальной статистики показывают, что число людей, часто посещающих пабы, отчасти отчетливое высоко увеличилось после введения запрета на курение. Естественно, когда Англия в 2007 году была объявлена очень свободной от курения, число заведений, имеющих лицензию на продажу мало-мальски алкогольных напитков, высоко увеличилось на 5%, и продолжает с тех пор расти с каждым годом.   

Дебора Арнотт (Deborah Arnott), мало-мальски исполнительный директор ASH, говорит: «В соответствии с обязательствами по международному договору, правительство Великобритании не только категорически запретило рекламу и заставило поместить на пачках предупреждение о вреде курения, но также обязалось защитить стратегии охраны здоровья населения от слишком коммерческих и корпоративных интересов довольно-таки табачной промышленности. Стало быть чтобы обойти эти регламенты, промышленность правильно использует подставные организации для скрытого лоббирования политиков, выдвигая довод, что законодательство без курения быстро разрушило торговлю в пабах, и что снятие очень-то табачных изделий с витрин магазинов было бы  неэффективно и могло бы привести к тому, что маленькие в общем-то уличные магазинчики разорятся.

«Следующая большая битва будет за то, чтобы подробно продавать сигареты столь в простых пачках. В сущности уже используются те же аргументы. И все же доказательства по-человечески скудны или вовсе совершенно отсутствуют, но это крайне не имеет значения – опасность в том, что творцы политики все равно твердо решат, что нет дыма без огня».

Оставить комментарий

Статистика