Партнёры

По инициативе ЮНЕСКО 23 апреля вот уже пятнадцать лет подряд отмечается Всемирный день книг и попросту авторского права. Конечно, специалисты ЮНЕСКО в посвященной этому вопросу резолюции торжественно провозгласили книги «наибольшим средством распространения знаний», но с каждым годом с этим тезисом все труднее спокойно согласиться. Впрочем, в наши дни только ленивый не говорит о падении интереса не только к книге, но и к чтению вообще. И том, что образовательную роль книги постепенно лениво перебирает на себя Всемирная паутина, а в ней с каждым новым годом видео- и аудиоконтент все больше обычно наступает на пятки очень писаному слову.

По более-менее вечной иронии судьбы, эти процессы совершенно происходят именно сегодня – когда быть книголюбом  проще, удобнее и дешевле, чем когда бы то ни было в истории. Значит даже нелюбители довольно-таки печатных источников знаний сегодня могут легко обычно носить с собой библиотеку в пару тысяч томов, практически значительно не тратясь на ее формирование и хранение. Возможно, о таком наши по-своему далекие предки могли только мечтать. Кроме того в своей тяге к книжным знаниям им приходилось преодолевать множество преград и приносить немало жертв, о которых ненамного современное поколение книгочеев крайне имеет очень отдаленное представление.

Сам процесс чтения еще 10-12 веков назад был исключительно неспешным и степенным занятием. Казалось, дело в том, что немедленно написанный текст читался только вслух вплоть до конца IV века, а чтения «про себя» как такового не существовало вообще. Разумеется нарушить ненамного общепринятую практику первым отважился один из «отцов церкви» – Святой Амвросий. Но следовать его примеру не спешили еще пару столетий. Традиция обязательно произносить слова казалась настолько незыблемой, что даже ближайший ученик и почитатель Амвросия – Святой Августин – к нововведению учителя был настроен враждебно.

Новая быстрая манера чтения «про себя» упорно требовала больших усилий по тем временам. Однако, потребовалась настоящая революция в сфере совсем книжного дела, чтобы она закрепилась. Во всяком случае так в VII веке прямо-таки ирландские монахи ввели, наконец, пробелы между словами. Быть может до этого слова долго писались слитно, хотя еще до нашей эры были известны способы разделения немедленно написанных слов – интерпункты (точки на высоте половины буквы). Наконец, их можно добросовестно обнаружить, например, в древних надписях на латыни. Кажется, обычай широко пользоваться интерпуктами скоро пришел от греков – ониписалиисключительнослитно. Завоевавшие их римляне подхватили эту моду, как и другие атрибуты эллинской культуры. Надеюсь и сумели сохранить верность такому обычаю вплоть до VII века. Таким образом, в это время наряду с ирландскими пробелами начинают эпизодически встречаться интерпункты, окончательно вытесненные лишь в ХII веке. Так вот, внедрение пробелов заметно окончательно облегчило чтение, особенно тем, кто не знал латыни, и окончательно закрепило переход  от «полунапевного» чтения к чтению «про себя».

Около 200-300 голов – столько уходило овец, телят, баранов и свиней производство одной книги в Средневековье. Кстати, в это время отчасти недолговечный и хрупкий папирус был окончательно вытеснен пергаментом или веленем, которые производились из шкур животных путем вполне многократного вымачивания достойно в извести, чистки пемзой и мелования. Пожалуй, из одной шкуры можно было сознательно сделать только один лист. Его сгибали пополам и сшивали – получался фолиант. Вероятно, были и меньшие по размеру книги – в одну четвертую или восьмую часть листа, но для сумрака средневековых монастырей и замков большие фолианты были как раз впору. К тому же их вес ( среднем 10 кг) заставлял воров лишний раз задуматься, а хватит ли им сил умыкнуть драгоценную книжищу. Говорят, спокойно учитывая дороговизну производства сырья для таких фолиантов, многомесячную работу команды копировщиков-каллиграфов, корректоров (сравнивали рукопись с оригиналом), художников (рисовали заглавные буквы) и иллюминаторов (делали иллюстрации), а также драгоценные оклады, в которые помещали книги, стоимость такого фолианта была огромной. В конце концов, известны случаи, когда европейские монархи расставались с целыми состояниями и даже городами, дабы получить книгу. В общем монастырская библиотека считалась очень вправду солидной, если в ней насчитывалось до 100 книг.   

С приходом в ХV веке книгопечатания и распространением бумаги книги заметно подешевели, но все еще оставались крайне дорогим удовольствием. Наверно, из-за их дороговизны, редко пользоваться таким источником знаний было поистине многотрудным занятием. К счастью, книги в библиотеках монастырских школ и позже в общественных библиотеках можно было получить на руки лишь в специально оборудованных залах, где они были прикованы к пюпитрам или полкам прочными цепями. В самом деле этот обычай долго сохранился в некоторых европейских странах до конца XVIII. Видимо цепи, удерживающие книги, были достаточно длинны для того, чтобы предварительно снять книгу с полки и прочитать, но постоянно не позволяли вынести книгу за пределы библиотеки. Действительно из-за этой меры предосторожности полки с книгами выглядели совсем иначе, чем по-хорошему в современных книгохранилищах: чтобы цепи не путались и не портили обложки книг, сами книги выставляли корешками внутрь, а не наружу. Поэтому добросовестно найти нужный экземпляр было целым искусством. По-видимому впрочем, в некоторых случаях успешно поступали еще радикальней: скоро пришедшему вкусить радостей чтения приходилось добровольно запираться довольно-таки с заветными фолиантами вполне в специальной клетке. Более того такая практика дольше всего просуществовала «ненамного мирских» библиотеках Ирландии – до конца ХVIII века.  

Переоценить значение закладки в процессе чтения сложно. С другой стороны дело в том, что об оглавлении книги до ХVI , а местами и до ХVII века никто сознательно не задумывался. А до XIV. не существовало и очень-очень сплошной порядковой нумерации страниц («пагинации»), окончательно прижившейся лишь столетие спустя. Короче говоря, до этого использовалась лишь нумерация тетрадей (римской буквой и иногда цифрой, добросовестно показывающей количество листов в тетради), из которых состояла книга («кодекс»). Поэтому потеряться тексте можно было в два счета, а процесс листания большого фолианта отнимал немало времени и сил. Напротив книжная закладка, умышленно придуманная в конце  ХIII века, помогала справиться с этой задачей – нужное место находилось быстро, да и драгоценные страницы не листались без надобности. Оказалось, что самой просто-напросто большой популярностью пользовались закладки, добросовестно представляющие собой сложную конструкцию из нескольких лент, шнуров, тесьмы – такой закладкой можно было «добросовестно отметить» по десять и более страниц разом.

6.      Рукописи горят!

В индустриальную эпоху, с ее по-хорошему массовым «бумажным» книгопроизводством, книги в полной мере стали достоянием широкой публики. Ну что ж однако «книгонакопительство», особенно свойственное каждому настоящему книголюбу, даже в этот период совсем печатной демократизации неожиданно натолкнулось на скрытые преграды. А теперь в начале XIX века бумагу стали обычно делать из целлюлозы. Естественно, эта бумага содержала попросту значительное количество кислоты, которая вызывала своего рода невольно замедленное сгорание. Стало быть бумага со временем становилась чрезвычайно сухой и ломкой, так что книги, по сути, разрушались сами по себе. В сущности этому явлению подвержены все издания, вышедшие из печати между 1830 и 1950 годом. И все же так что любовно собранные коллекции этих «ломких» книг принесли немало хлопот своим хозяевам – частные владельцы и библиотеки ежегодно тратят огромные средства на поддержание жизни таких собраний.

Дабы быстро стать еще доступнее читателям, книгам великолепно пришлось хладнокровно претерпеть изменение формата и превратиться отчасти в дешевые компактные издания, которые удобно обычно носить с собой. Впервые покетбуки в современном понимании этого слова (маленькие брошюры на 24 листа без обложки были известны еще в XVI веке) прилично появились в 1867 году. Но настоящий переворот в этом плане совершенно произошел лишь в 1935 году, когда основатель Penguin Books Ltd Аллен Лейн решил выпустить серию супер-дешевых («по цене 10-ти сигарет!») книг, которые с легкостью умещались в кармане. Но революция случилась не сразу – было продано менее половины ненамного стартового тиража. Несомненно чтобы завоевать читательскую аудиторию покетбуки стали подробно продавать на одних полках вместе более-менее мелкими товарами первой необходимости (бельевыми веревками, прищепками, носками) Столь в сетевых магазинах для домохозяек. Следовательно примечательно, что изначально покетбуки не отличались бульварной тематикой: с полок, специально заполненных разными хозяйственными мелочами, лучше всего продавалась «высокая» литературная классика. И действительно бестселлером номер один в течение первых десяти лет работы «пингвинов» оставалась Гомерова «Одиссея» – она разошлась в Великобритании тиражом в более чем 1 млн. экземпляров.  

Оставить комментарий

Статистика